A A A A A
Ц Ц
ВЫКЛЮЧИТЬ Закрыть
Приемная: 8 (3952) 33-60-00
Глаз Версия для слабовидящих
Фестивали

Фестиваль русской оперы

Во всем мире огромной популярностью пользуются концерты академической музыки на открытом воздухе. Иркутская областная филармония и Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» организуют «Фестиваль русской оперы» на открытой площадке территории музея, который пройдет с 10 по 18 августа. Идейным вдохновителем фестиваля является художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Этот проект играет важнейшую роль в пропаганде оперной музыки и развитии музыкальной культуры Сибирского региона.
18 августа 2018 года прошла грандиозная премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Планы о том, чтобы поставить величайшее музыкальное произведение в естественных декорациях, родились в стенах Иркутской областной филармонии еще в 2015 году. Тогда впервые прозвучало концертное исполнение «Царской невесты» в зале Иркутской областной филармонии совместно с Центром оперного пения имени Галины Вишневской. Благодаря тому, что в 2018 году идею поддержал Губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко, реализация проекта постановки оперы «Царская невеста» в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» стала возможной.
А в этом году в рамках фестиваля в исполнении Губернаторского симфонического оркестра под управлением маэстро Илмара Лапиньша, Камерного хора и солистов из разных городов мира в Тальцах прозвучат два шедевра оперной музыки – оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Золотой петушок». Откроется фестиваль постановкой оперы «Царская невеста», а завершится оперой «Золотой петушок», также в рамках проекта будет организован гала-концерт, где прозвучат шедевры мирового оперного искусства.
Режиссером-постановщиком оперы "Золотой петушок" будет Елизавета Корнеева, выпускница Российского института театрального искусства (ГИТИС) по специальности режиссер музыкального театра (мастерская Г.Г. Исаакяна), которая в своем молодом возрасте уже достигла больших профессиональных и творческих успехов. Елизавета является лауреатом II степени международного конкурса молодых режиссеров «НАНО-ОПЕРА», победителем конкурса и обладателем гранта Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры, режиссером-постановщиком многих проектов – режиссер – постановщик оперы В. Беллини «I Capuleti e i Montecchi» (Центральный дом актера им. А.А. Яблочкиной, Москва), режиссер – постановщик мюзикла А.Б.Журбина и В.И.Добросоцкого «Продавец игрушек» (в Ивановском музыкальном театре), режиссер – постановщик и сценарист спектакля «Антигона, проклятие рода Лая» по опере К. Орфа «Антигона» (театральный дом «Старый Арбат», Москва), режиссер-постановщик оперы И. Гайдна «Лунный мир» в Башкирском государственном театре оперы и балета (Уфа), автор идеи, режиссер-постановщик и сценарист спектакля «Новелла № 9» по мотивам оперы В. Беллини «I Capuleti e i Montecchi» и новеллы IX М.Банделло (ГИТИС, Москва) и многие другие.
"Царскую невесту" поставит режиссер Наталья Печерская.
Оформитель спектаклей - главный художник Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт, который оформил более трехсот спектаклей в театрах Абакана, Челябинска, Кызыла, Алчинска, Красноярска, Новосибирска, Ташкента, Иркутска и других городах.

Добраться до архитектурно-этнографического музея "Тальцы" можно автобусами №524, 526 от автовокзала (время отправления автобусов уточняйте в кассах автовокзала).


10 августа 2019 г., 17.30, архитектурно-этнографический музей "Тальцы"

«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова на сюжет Л. Мея (eгo одноименная драма была написана в 1849 году), который очень долго занимал воображение композитора. В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Действие «Царской невесты» Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола.

В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).

Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.

14 августа 2019 г., 18.00, Концертный зал филармонии

Гала-концерт Увертюры и арии из опер А. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, романсы С. Рахманинова, А. Алябьева, П.  Чайковского

Солисты: М. Серышев (тенор, Москва), Ж. Андрич (баритон, Сербия), С. Хастаев (тенор, Санкт-Петербург), В. Комович (бас, Москва), А. Тимхомиров (бас, Москва), К. Вязникова (меццо-сопрано, Москва)

17 августа 2019 г., 17.30, архитектурно-этнографический музей "Тальцы"

«Золотой петушок» — последняя (из пятнадцати) опера Н.А. Римского-Корсакова, написана на либретто В.И. Бельского и закончена в августе 1907 года. Последний год жизни композитор боролся с запретом цензуры на ее постановку. Отрицательное отношение царской цензуры к опере вполне объяснимо. Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Ни автор либретто, ни композитор ничуть не скрывали и, наоборот, даже подчеркивали, что опера эта — сатира на самодержавие, причем сатира, значительно усиленная по сравнению с тем, что можно усмотреть в литературном первоисточнике — сказке А.С. Пушкина. Полемически заострен образ царя Додона: он «народом правит лежа», он не знает, что такое «закон», он, повязанный платочком, пляшет как шут. Либреттистом введены персонажи, отсутствующие в сказке Пушкина: воевода Полкан (тупой солдафон, не случайно, по-видимому, получивший свое имя — распространенную кличку сторожевой собаки; да и музыка его партии «лающая»), ключница Амелфа, хитрая, злая, угодливая; царевичи (у Пушкина безымянные), наделенные именами Гвидон и Афрон — глупые и горячные. Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы. Это — сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее характера. Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Премьера состоялась в театре С.И.Зимина в Москве 7 октября 1909 года со многими цензурными изменениями, год спустя после смерти композитора.

В случае неблагоприятной погоды возможен перенос мероприятия на следующий день.