10 августа 2019 г., 17.30, архитектурно-этнографический музей "Тальцы"
«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова на сюжет Л. Мея (eгo одноименная драма была написана в 1849 году), который очень долго занимал воображение композитора. В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Действие «Царской невесты» Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола.
В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.
14 августа 2019 г., 18.00, Концертный зал филармонии
Гала-концерт Увертюры и арии из опер А. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, романсы С. Рахманинова, А. Алябьева, П. Чайковского
Солисты: М. Серышев (тенор, Москва), Ж. Андрич (баритон, Сербия), С. Хастаев (тенор, Санкт-Петербург), В. Комович (бас, Москва), А. Тимхомиров (бас, Москва), К. Вязникова (меццо-сопрано, Москва)
17 августа 2019 г., 17.30, архитектурно-этнографический музей "Тальцы"
«Золотой петушок» — последняя (из пятнадцати) опера Н.А. Римского-Корсакова, написана на либретто В.И. Бельского и закончена в августе 1907 года. Последний год жизни композитор боролся с запретом цензуры на ее постановку. Отрицательное отношение царской цензуры к опере вполне объяснимо. Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями. Ни автор либретто, ни композитор ничуть не скрывали и, наоборот, даже подчеркивали, что опера эта — сатира на самодержавие, причем сатира, значительно усиленная по сравнению с тем, что можно усмотреть в литературном первоисточнике — сказке А.С. Пушкина. Полемически заострен образ царя Додона: он «народом правит лежа», он не знает, что такое «закон», он, повязанный платочком, пляшет как шут. Либреттистом введены персонажи, отсутствующие в сказке Пушкина: воевода Полкан (тупой солдафон, не случайно, по-видимому, получивший свое имя — распространенную кличку сторожевой собаки; да и музыка его партии «лающая»), ключница Амелфа, хитрая, злая, угодливая; царевичи (у Пушкина безымянные), наделенные именами Гвидон и Афрон — глупые и горячные. Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина. Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы. Это — сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее характера. Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Премьера состоялась в театре С.И.Зимина в Москве 7 октября 1909 года со многими цензурными изменениями, год спустя после смерти композитора.
В случае неблагоприятной погоды возможен перенос мероприятия на следующий день.