Фестиваль русской оперы
- О фестивале
- Программа фестиваля 2022
Во всем мире огромной популярностью пользуются концерты академической музыки на открытом воздухе. Иркутская областная филармония и Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» организуют «Фестиваль русской оперы», который пройдет в концертном зале филармонии и на открытой площадке территории музея с 3 по 17 июля. Идейным вдохновителем фестиваля является художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Этот проект играет важнейшую роль в пропаганде оперной музыки и развитии музыкальной культуры Сибирского региона.
Зрителям представят три постановки великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Это уже ставшая традиционной «Царская невеста», а также две одноактные оперы: «Моцарт и Сальери» и «Кащей бессмертный», постановки которых пройдут в один день.
Для участия в операх приглашены солисты из ведущих театров Европы и России: Татьяна Третьяк (сопрано, Республика Беларусь), Лидия Светозарова (сопрано, Москва), Вероника Ершова (меццо-сопрано, Москва), Савва Хастаев (тенор, Санкт-Петербург), Давит Есаян (тенор, Красноярск), Желько Андрич (баритон, Сербия), (баритон, Екатеринбург), Владимир Комович (бас, Москва), Владислав Попов (бас, Екатеринбург), и др.
В фестивале также принимают участие Губернаторский симфонический оркестр под управлением Илмара Лапиньша и Камерный хор Иркутской филармонии под руководством Елены Бояркиной.
Все три оперы поставит режиссёр Наталья Печерская. Сценографом проекта является заслуженный деятель искусств России Александр Плинт. Художник по костюмам - Оксана Готовская.
Билеты можно приобрести в кассе филармонии и на нашем сайте в разделе «Афиша и билеты».
-----------------------------------------------------------------------------------
Если вы хотели посетить Фестиваль русской оперы, но вас волновал транспортный вопрос, у нас для вас отличная новость!
Благодаря нашему партнеру, Автоколонне 1880, от ДС «Труд» будет организован транспорт до музея «Тальцы» и обратно. Стоимость поездки в 1 сторону 300 руб.
Заявку на поездку с указанием даты поездки, ФИО и контактного номера необходимо отправить по электронной почте irkfilarmoniya@gmail.com. После получения заявки, мы обязательно с Вами свяжемся!
Сбор заявок прекращается за сутки до начала мероприятия.
3 июля 2022 г., 18.00, концертный зал Иркутской филармонии
Открытие фестиваля Русской оперы, гала-концерт
Исполнители:
Губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер
Заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш
Солисты: Ольга Жигмитова (народная артистка Республики Бурятия, меццо-сопрано, Улан-Удэ), Савва Хастаев (тенор, Санкт-Петербург), Евгений Бовыкин (баритон, Екатеринбург), Владислав Попов (бас, Екатеринбург), Саян Балдоржиев (тенор, Улан-Удэ), Мария Князева (сопрано, Иркутск), Екатерина Амарова (сопрано, Иркутск).
9 и 10 июля 2022 г., 18.30, архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
Впервые в рамках «Фестиваля русской оперы» состоится постановка двух одноактных опер великого русского композитора Н.А.
Римского-Корсакова. В постановке режиссёра Натальи Печерской и в исполнении Губернаторского симфонического оркестра, Камерного хора и солистов из разных городов мира иркутскому слушателю будут представлены сразу две оперы в один день - «Моцарт и Сальери» в первом отделении концерта, «Кащей бессмертный» во втором отделении.
Художником постановки, как и на первом фестивале, станет заслуженный деятель искусств России, известный иркутский сценограф Александр Плинт.
«Моцарт и Сальери» - драматические сцены (камерная опера в двух сценах) на текст одноименной «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. Опера имеет авторское посвящение: «Памяти А. С. Даргомыжского». В нём – не только дань глубокого уважения к творцу «Каменного гостя», но и указание на мелодический стиль и жанр камерной оперы, которые послужили композитору ориентиром. «Сочинение это, — указывал композитор, — было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения».
Сюжет оперы предельно реалистичен, на сцену выведены реально существовавшие люди (как в исторических операх), но то, что рассказано о них – скорее легенда, чем история. Героями многих опер Римского-Корсакова были певцы, олицетворявшие собой чудесную силу искусства – Левко в опере «Майская ночь», Лель в «Снегурочке», Садко в одноименной опере, – здесь же действуют и являются единственными главными персонажами сразу двое «сыновей гармонии», Моцарт и Сальери. И если в других операх композитора люди искусства являли собою именно воплощение гармонии, то здесь совершается страшное открытие: оказывается, не всегда музыка способна сделать человека прекрасным!
Сказка - один из самых притягательных жанров для русских композиторов, особенно для Римского-Корсакова, который был глубоко увлечён национальной сказочностью и языческой мифологией. Главные «сказки» Римского-Корсакова, конечно, оперные: «Снегурочка» с подзаголовком «Весенняя сказка»; «Сказка о царе Салтане» и «Золотой Петушок» по одноименным сказкам Пушкина, «Кащей Бессмертный» с обозначением жанра как «Осенняя сказочка».
Кащей Бессмертный – один из самых известных персонажей русских сказок. Зловещий, загадочный, живущий многие века, потому как «стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». И победить его может лишь бесстрашный богатырь с горячим сердцем, открытым для любви и сострадания. Этот художественный вымысел показался чрезвычайно актуальным Римскому-Корсакову, персонажи сказки – Кащей, его дочь Кащеевна, Иван-Королевич, Царевна – типажи, частенько встречающиеся и в реальной жизни, как и зависть, злоба, «подтачивающие» людей; красота, неспособная на добро и оказывающаяся в итоге губительной.
«Кащей Бессмертный» занимает особое место в ряду других опер Римского-Корсакова. Светлое начало жизни, которое он утверждал своим творчеством, здесь уступает место изображению мрачных, теневых сторон. Главные герои оперы лишены индивидуальных характеристик, это не столько конкретные личности, сколько символические фигуры. Во многом «Кащей» – экспериментальная опера, смелость музыкального языка сочетается в ней с необычной образной системой и драматургией.
16 и 17 июля 2021 г., 18.30, архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова на сюжет Л. Мея (eгo одноименная драма была написана в 1849 году), который очень долго занимал воображение композитора. В основу драмы Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. Действие «Царской невесты» Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола.
В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.
Внимание! В случае неблагоприятной погоды возможна отмена мероприятия.
-----------------------------------------------------------------------------------
Если вы хотели посетить Фестиваль русской оперы, но вас волновал транспортный вопрос, у нас для вас отличная новость!
Благодаря нашему партнеру, Автоколонне 1880, от ДС «Труд» будет организован транспорт до музея «Тальцы» и обратно. Стоимость поездки в 1 сторону 300 руб.
Заявку на поездку с указанием даты поездки, ФИО и контактного номера необходимо отправить по электронной почте irkfilarmoniya@gmail.com. После получения заявки, мы обязательно с Вами свяжемся!
Сбор заявок прекращается за сутки до начала мероприятия.

