Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

«Звезды XXI века». Лидия Аристова (Москва)

Дата

25 Янв 2025

Время

18:00

Место проведения

Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2

Концерт проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»

Концерт из цикла «Звезды XXI века»
Действителен абонемент №4

Губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер — Илья Дербилов

Солистка — Лидия Аристова (виолончель, Москва)

Музыковед — Ольга Чиркова

Продолжительность — 2 часа с антрактом
6+

В программе произведения Дмитрия Шостаковича:

I отделение

  1. Романс из кинофильма «Овод»

  2. Концерт №2  Соль мажор для виолончели с оркестром

  • Largo

  • Allegretto

  • Allegretto

II отделение

  1. Симфония №9 Ми-бемоль мажор

  • Allegro

  • Moderato

  • Presto

  • Largo

  • Allegretto-allegro

В программе вечера прозвучат произведения, раскрывающие особенности симфонического и концертного жанров в творчества Дмитрия Шостаковича.

Впервые Второй концерт для виолончели с оркестром прозвучал 25 сентября 1966 года (день шестидесятилетия Шостаковича), в Большом зале Московской консерватории, в исполнении Мстислава Ростроповича и Государственного симфонического оркестр СССР под управлением Евгения Светланова.

Концерт содержит множество цитат и музыкальных аллюзий. Его «визитная карточка» – мотив популярной одесской песни 1920-х гг. «Купите бублики», ее полностью переосмысленное звучание – главный итог развития. Музыкальные события развиваются следующим образом: напряженному внутреннему монологу медленной первой части (Largo) противопоставлено злое скерцо (Allegretto) – помимо мотива «Купите бублики» в нем задействована и марионеточно звучащая монограмма композитора, которая проходит через весь концерт. Сложно построенная, насыщенная музыкальными событиями третья (финальная) часть играет синтезирующую роль: здесь и превращение печальной баркаролы в гротескный трепак (невольно возникает аналогия с «Песнями и плясками смерти» Модеста Мусоргского), и возвращение тем первой части, и еще более агрессивное вторжение «Бубликов». Завершающая концерт кода с перестуком ударных на фоне выдержанного звучания виолончели – олицетворение хода Времени, неумолимого приближения жизненного финала.

Девятая симфония Дмитрия Шостаковича была написана в 1945 году. Впервые исполнена в Ленинграде 3 ноября 1945 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Первоначально симфония задумывалась как гимн победе над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. Композитор объявил в октябре 1943 года, что симфония будет большой композицией для оркестра, солистов и хора, своеобразным аналогом последней симфонии Людвига ван Бетховена, также носившей девятый номер. Симфония оказалась совершенно иной. Настроение симфонии было не пафосным и величественным, а преимущественно приподнято-беззаботным (вносила контраст лишь медленная четвёртая часть, насыщенная трагическими образами). Сам композитор назвал своё новое произведение «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее».  Однако, стоит помнить о том, что композитору, бывшему художественной совестью своего времени, никогда не были свойственны безмятежное веселье, радостная игра зву­ков. И Девятая симфония при всем ее изяществе, легкости, даже внеш­нем блеске — сочинение далеко не беспроблемное. Ее веселье вовсе не простодушно и балансирует на грани гротеска, лирика переплетается с драматизмом. Не случайно концепция симфонии, да и отдельные ее интонации, заставляют вспомнить Четвертую симфонию Густава Малера, о творчестве которого писал близкий друг Шостаковича, музыкальный критик, лектор Ленинградской филармонии Иван Соллертинский. По мнению Соллертинского, Малер в Четвертой симфонии обращается к лирике и гротеску, выражая ими основную идею — столкновение героя с пошлым, а по­рою и страшным миром. Все это оказалось очень близким Шостаковичу. Не отсюда ли его кон­цепция Девятой симфонии?

Солистка — Лидия Аристова (виолончель) — родилась в 1995 году в Воронеже. Училась в Воронежском колледже им. Ростроповичей (класс доцента Натальи Богоявленской). В 2014 году окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории, в 2019 году – Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского (класс виолончели профессора Алексея Селезнева, класс камерного ансамбля профессора Александра Бондурянского). Лауреат III Открытого конкурса молодых исполнителей на струнных инструментах «Симфонические каникулы» (Гран-при, 2012), II и III Всероссийского музыкального конкурса (2015,  I премия в номинации «камерный ансамбль», 2019, II премия в номинации «струнный квартет»), X Всероссийского конкурса «Концерт с оркестром» (2016, I  премия) и  I  Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра (2018).

В 2016-2018 г.г. работала в камерном оркестре  Kremlin. С 2018 года – концертмейстер виолончелей Российского национального молодежного симфонического оркестра. Выступала в составе оркестра под управлением многих известных дирижеров, среди которых Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Василий Синайский, Шарль Дютуа, Юлиан Рахлин. Гастролировала во многих городах России, во Франции, Австрии, Великобритании и США. В 2018 году принимала участие в гастролях ансамбля Matheus  под управлением Жан-Кристофа Спинози.

Фото с сайта melomal.ru

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных