Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
Органный зал
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
Концерт проводится в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»
Концерт из цикла «Звезды XXI века»
Действителен абонемент №4
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер
заслуженный деятель искусств России
Илмар Лапиньш
Солист
Иван Наборщиков (скрипка)
В программе:
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор
Сезар Франк (1822 — 1890)
Симфония ре минор в 3-х частях
Музыковед Ольга Чиркова
В марте 1948 года Дмитрий Шостакович пишет свой Первый скрипичный концерт, посвященный выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Концерт оказался уникальной «симфонией с солирующей скрипкой» в 4-х частях, каждая из которых носит программный подзаголовок: 1. Ноктюрн; 2. Скерцо; 3. Пассакалья; 4. Бурлеска. Между Пассакальей и Бурлеской находится большая сольная каденция, благодаря которой цикл приобретает черты пятичастного. Сделав посвящение концерта, автор передал рукопись Ойстраху, но исполнение отложил. Причиной тому было трехдневное совещание деятелей советской музыки, на котором критике подверглась деятельность многих видных советских композиторов (в их первых рядах был Шостакович). Совещание вылилось в постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».
Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского, солировал Давид Ойстрах.
В концерте выражена трагедийная концепция, перекликающаяся с содержанием Восьмой, Девятой симфоний. Кульминационной частью стала Пассакалья, выражающая высокую гордую скорбь. В этой части Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности. Чувства в Пассакалье накаляются до предела. Когда постепенно оркестр затихает, скрипка начинает обширную каденцию, где словно оживают отголоски прошлых волнений, реминисценции образов Adagio, Скерцо и Пассакальи. Финал — Бурлеску — Ойстрах считал в творчестве Шостаковича одним из самых ярких образцов праздничной, жизнеутверждающей музыки. По словам С. Хентовой, концерт — послевоенная музыкальная драма Шостаковича.
Симфония ре минор была закончена в 1888 году. Она — не только самое значительное произведение Сезара Франка, но принадлежит к лучшим творениям в этом жанре и является величайшим достижением французского симфонизма. Ее отличают классическая стройность и ясность стиля, которые удивительным образом сочетаются с романтическим порывом, свободой высказывания. Первое исполнение симфонии состоялось 17 февраля 1889 года в Париже под управлением Ж. Гарсена. К сожалению, особого успеха симфония не имела. Лишь впоследствии она заняла свое законное место в ряду лучших творений этого жанра. Основной тезис симфонии высказан в первой ее части, где противопоставлены мучительные сомнения, мятежные порывы, героические устремления темы вступления светлому идеалу, запечатленному во второй теме побочной партии. Вторая часть призвана дать отдохновение: сочетая элегические раздумья со скерцозными элементами, вплетая в развитие бретонскую народную мелодию, Франк словно повествует о сюжете поэтичном, полном внутреннего благородства и обаяния. Третья часть возвращает к образам борьбы, но в ином аспекте. Победа завоевана, музыка преисполнена бодрости духа, в нее вплетаются темы предшествующих частей, и симфония заканчивается ликующим апофеозом.
Иван Наборщиков — скрипач и композитор, родился в Новосибирске в 1997 году. Окончил музыкальный колледж Новосибирской Государственной Консерватории имени М.И. Глинки (кл. проф. Кузиной Марины Александровны), продолжил обучение в Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кл. проф. Бочковой Ирины Васильевны). В настоящее время — студент V-го курса (кл. проф. Винницкого Александра Емельяновича). Музыкант — лауреат международных конкурсов, таких как: II Международный конкурс композиторов имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (2021); IV Международный конкурс камерных ансамблей имени Н. Г. Рубинштейна в Москве (2021, III — премия); II Международный конкурс «Art talents» в Москве (2022, Гран-при). Участник концертных и образовательных программ «Summit Music Festival» в Нью-Йорке, а также мастер-классов скрипачей и педагогов с мировым именем, таких как Эдуард Шмидер, Наталья Прищепенко, Гидон Кремер, Клара-Джуми Кан, Олег Крыса.
Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Сотрудничал со многими известными дирижёрами, такими как Теодор Курентзис, Джованни Антонини, Томас Зандерлинг, Юрий Ткаченко и другими. В октябре 2020 года выступил в составе Государственного Квартета имени Бородина на Транссибирском Арт-фестивале. Как композитор завоевал премии на международных конкурсах, принимал участие в мастер-классах и лекциях композиторов Энйотта Шнайдера и Леры Ауэрбах, фестивалях и концертах современной музыки. Пьеса «Рондо» для скрипки и фортепиано выбрана в качестве обязательного произведения для исполнения в полуфинале участниками старшей группы VIII Международного конкурса скрипачей и струнных квартетов имени Леопольда Ауэра (2022).
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
«Интервью органиста: об истории любимого инструмента»
В программе произведения: И.С. Баха, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсона, Л. Боэльмана, Э.У. Элгара
23 октября 2024 г. 12.00
«Декабрьский карнавал: о танцах, масках и сказках»
В программе произведения: Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта,
П.И. Чайковского, А. Гильмана, Я. Круля
11 декабря 2024 г. 12.00
«Органные пасторали: о взаимосвязи музыкальных и природных явлений»
В программе произведения: А. Вивальди, К. Сен-Санса,
Л.А. Лефебюр-Вели, В.Г. Кикта
12 марта 2025 г. 12.00
В 2023 году Иркутский инструмент немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке» отметил свое 45-летие. Все эти годы под сводами Органного зала звучала прекрасная музыка, и за это время в Иркутске выросло несколько поколений просвещенных любителей органа. Посещение живых академических концертов с детства – залог становления интеллектуально и эмоционально развитой личности. Фактор «наслушанности» и «насмотренности» в современном мире играет очень важную роль! Приглашаем Вас присоединиться к клубу фанатов нашего органа, сообществу знатоков и любителей музыки!
Автор проекта, исполнитель и ведущий Яна Юденкова
Абонемент – это единый билет на 3-5 концертов, выражающих общую идею.
Абонемент можно приобрести с доставкой в пределах г. Иркутска у распространителей:
Покупка абонемента – это: