Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Закрытие 85-го концертного сезона

Дата

17 Май 2024
Событие состоялось

Время

18:30

Место проведения

Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
Губернаторский симфонический оркестр художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш
 
Дирижеры:
Илмар Лапиньш
Максим Качалов

Солисты:
Елена Бутырина (сопрано)
Андрей Татарников (тенор)
 
В программе:
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
Симфония No2 си минор («Богатырская») в 4-х частях
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Дуэт для сопрано и тенора в сопровождении оркестра ми мажор
«В дни твоего счастья вспоминай обо мне», слова П. Метастазио
Симфония No4 Си-бемоль мажор в 4-х частях
 
Музыковед Ольга Чиркова
 
Вторая симфония А.П. Бородина, известная под названием «Богатырская», является одним из популярных произведений во всей русской музыке и в творчестве самого автора. Симфония была написана в 1876 году, премьера состоялась в 1877. В симфонии нашла отражение тема богатырства, интересовавшая многих исследователей XIX века. Перед началом работы над симфонией Бородин знал богатырский эпос гораздо полнее, глубже и достовернее, чем это было доступно Глинке. А когда в 1871 году в Петербурге выступили исполнители былин Т. Г. Рябинин и И. А. Касьянов, к теоретическим познаниям прибавились живые впечатления. Все это не могло не отразиться на Второй симфонии. Стасов прямо связал ее содержание с русским героическим эпосом, назвав ее «богатырской» и объявив ее конкретную программу: «Сам Бородин мне рассказывал не раз, что в медленной части он желал нарисовать фигуру «баяна», в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».
Четвертая симфония — одно из редких в наследии Бетховена лирических сочинений крупной формы. Она озарена светом счастья, идиллические картины согреты теплом искреннего чувства. Роберт Шуман называл ее стройной эллинской девушкой между двумя северными исполинами
Третьей и Пятой. Закончена симфония была во время работы над Пятой, в середине ноября 1806 года и, по словам исследователя творчества композитора Р. Роллана, была создана «единым духом, без обычных предварительных набросков… Четвертая симфония чистый цветок, хранящий благоухание этих дней, самых ясных в его жизни».
Впервые иркутяне услышат дуэт для сопрано, тенора и оркестра Бетховена в исполнении солистов Иркутской филармонии. Это произведение говорит о стремлении композитора писать развернутые оперные сцены, хотя законченной у Бетховена оказалась только одна опера «Фиделио». В целом Бетховен создал более 30 вокальных произведений на итальянские тексты.
Некоторые из них остались в учебных материалах, другие удостоились тщательной отделки, но по разным причинам при жизни композитора изданы не были, хотя среди них есть произведения высоких художественных
достоинств. Таков, в частности, дуэт «Nei giorni tuoi felici ricordati di me» («В дни твоего счастья вспоминай обо мне») на текст Метастазио. Перед нами фактически уже зрелое произведение Бетховена, показывающее нам композитора с несколько неожиданной стороны: это не стилизация под
оперу-сериа, а скорее опыт в духе итальянских опер Моцарта, отмеченный мелодической одухотворенностью и искренним лиризмом.

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных