Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
Органный зал
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО «ПАЯЦЫ»
Генеральный спонсор фестиваля
ООО «Газпром добыча Иркутск»
Опера в двух действиях с прологом итальянского композитора Руджеро Леонкавалло, написанная на собственное либретто.
Опера исполняется на итальянском языке
Действующие лица (а также герои комедии 2-го действия оперы) и исполнители:
Канио, хозяин труппы (Паяц)
Виталий Серебряков (тенор) Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Недда, его жена (Коломбина)
Лидия Светозарова (сопрано) Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Тонио, клоун (Таддео)
Желько Андрич (баритон) Сербский национальный театр (Нови-Сад)
Беппо, актер труппы (Арлекин)
Андрей Татарников (тенор) Иркутская областная филармония
Сильвио, молодой крестьянин
Константин Бржинский (баритон) Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Театр хоровой музыки Иркутской областной филармонии
художественный руководитель и дирижер Ирина Михед
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер
заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш
Дирижер – Максим Качалов
«Есть три основных закона у театра-
заинтересовать, поразить и растрогать…»
Дж. Пуччини
Леонкавалло мог бы стать классиком итальянской оперы. Все созданное композитором после «Паяцев», за исключением нескольких отрывков из других опер и популярного романса «Рассвет», забыто.
Триумфальный успех оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» убедил Леонкавалло в том, что короткие реалистические оперы с остро интригующим сюжетом имеют больший спрос у публики, нежели философские или исторические драмы. Леонкавалло в течение пяти месяцев пишет либретто и музыку «Паяцев». Вскоре, 21 мая 1892 года, опера была поставлена на сцене Миланского театра Dal Verme под управлением начинавшего свою блистательную карьеру Артуро Тосканини и прошла с успехом. Леонкавалло, подобно Байрону, мог бы сказать: «в одно прекрасное утро я проснулся знаменитым».
Опера отображает жизнь простого народа, её герои — актеры странствующего балагана — паяц Канио, его жена — красавица Недда, уродливый шут Тонио, молодой крестьянин Сильвио; сюжет «Паяцев» повествует о столкновении человеческих страстей: любви, ненависти и ревности.
«Паяцы» — единственная в своем роде опера. В ней показана «сцена на сцене» (речь идет о комедии, разыгрываемой героями оперы во 2-ом её действии), и она не выполняет функцию дивертисментной вставки, а непосредственно связана с основной линией драматического развития. Жизнь словно вторгается на сцену.
Написана опера горячими, темпераментными красками, в порыве вдохновения. Действие развивается стремительно — вся драма разыгрывается в течение одного дня.
Главным в опере стал показ личной драмы героев — Канио, Недды, Сильвио, Тонио, народные же сцены служат лишь фоном. В «Паяцах» народ остается нейтральным, пассивным наблюдателем разыгрывающейся на его глазах трагедии.
Несомненное достоинство оперы — яркие характеры, раскрывающиеся в конфликтной ситуации. Особенно правдив в своей глубокой человечности образ Канио – это горячо любящий муж, охваченный ревностью и трагически переживающий измену Недды. Канио мстит за свое оскорбленное человеческое достоинство. Недда – его жена, женственная, страстная волевая натура, предпочитающая умереть, но не выдать возлюбленного. Тонио — это не только презираемый всеми злобный шут, но и по-своему страстно любящий человек. Сильвио мало похож на простого крестьянского парня, в его характеристике преобладают «благородно-лирические» черты.
Вся музыка оперы отличается чувственной прелестью и красотой итальянского мелоса — горячего, выразительного и пластичного.
Опера открывается прологом, в котором комедиант (обычно исполнитель роли Тонио) от имени автора обращается к зрителям с разъяснением содержания пьесы. Подобное начало — единственное в мировой оперной литературе — безусловно, явилось счастливой мыслью композитора.
Тонио просит зрителей позабыть о том, что перед ними комедианты, и помнить, что они обыкновенные люди, которые подобно всем живут, любят и страдают. А затем развертывается жизненная драма — «Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актёры»…
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных
«Интервью органиста: об истории любимого инструмента»
В программе произведения: И.С. Баха, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсона, Л. Боэльмана, Э.У. Элгара
23 октября 2024 г. 12.00
«Декабрьский карнавал: о танцах, масках и сказках»
В программе произведения: Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта,
П.И. Чайковского, А. Гильмана, Я. Круля
11 декабря 2024 г. 12.00
«Органные пасторали: о взаимосвязи музыкальных и природных явлений»
В программе произведения: А. Вивальди, К. Сен-Санса,
Л.А. Лефебюр-Вели, В.Г. Кикта
12 марта 2025 г. 12.00
В 2023 году Иркутский инструмент немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке» отметил свое 45-летие. Все эти годы под сводами Органного зала звучала прекрасная музыка, и за это время в Иркутске выросло несколько поколений просвещенных любителей органа. Посещение живых академических концертов с детства – залог становления интеллектуально и эмоционально развитой личности. Фактор «наслушанности» и «насмотренности» в современном мире играет очень важную роль! Приглашаем Вас присоединиться к клубу фанатов нашего органа, сообществу знатоков и любителей музыки!
Автор проекта, исполнитель и ведущий Яна Юденкова
Абонемент – это единый билет на 3-5 концертов, выражающих общую идею.
Абонемент можно приобрести с доставкой в пределах г. Иркутска у распространителей:
Покупка абонемента – это: