Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
Органный зал
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
Алексей Завьялов: «Мы дарим людям джаз!»
«Музыка – любовь моя!» — без тени иронии, присущей ему, говорит Алексей Завьялов, руководитель и дирижер джазового оркестра Иркутской областной филармонии. Юным школьником он пришел в детский оркестр и с тех пор не представляет свою жизнь без музыки. Хотя судьба водила его разными путями, все они всегда сходились в одной точке. Пока, наконец, музыка не стала профессией Алексея — любимой и единственной.
— Музыка сопровождает меня всю жизнь — и джазовая, и классическая. Хотя путь к ней был непростым. Несколько раз я шел вообще в другую сторону, отказывался связывать свое будущее с музыкой. Но жизнь возвращала меня к ней снова и снова. В нашей семье нет музыкантов — родители рабочих специальностей. Но моя душа всегда тянулась к музыке, особенно к джазу. Это у меня в крови!
Любовь к джазу вспыхнула еще в школе. Алексей родился и вырос в Нижнеудинске, по воле судьбы попал в детский духовой оркестр. Параллельно ходил в музыкальную школу — закончил класс баяна, а позже выучился играть на тромбоне. Казалось бы, будущее предопределено. Однако после школы музыкант поступает в Иркутский политех, посчитав музыку занятием для жизни несерьезным. Но через полгода бросает вуз и возвращается в родной город. И оттуда, вновь вдохновленный, отправляется с друзьями поступать в Улан-Удэ в институт культуры. Студент Завьялов зачислен сразу на эстрадное отделение. А там, конечно, джазовый оркестр!
— Тогда я в первый раз основательно и с полной отдачей погрузился в джаз. Но в мою жизнь ворвалась любовь! И музыка уступила чувствам – я не мог оставить молодую жену, и уехал в Иркутск, бросив учебу после второго курса. Пытаясь быть практичным, я заканчиваю БГУЭП, отделение экономической теории. Кстати, это мне очень пригодилось дальше. Вообще все, что шло параллельно с музыкой, мне помогало.
Вместе с друзьями-музыкантами Алексей все свободное время проводит в колледже имени Шопена – играют любимый джаз. И в какой-то момент приходит идея пойти работать в филармонию. Но для этого необходимо выдержать экзамен у главного дирижера Илмара Лапиньша. Начинается усиленная подготовка.
– Я пришел на прослушивание в худсовет, председателем которого был Илмар Артурович. Он тогда работал в филармонии второй сезон. Ноги тряслись перед худсоветом. Сыграл не важно, но Николай Леонидович Чегнёв (сейчас ассистент дирижера, тогда был руководителем группы тромбонов) поручился за меня. И вот я в составе Губернаторского симфонического оркестра!
Илмар Артурович всегда по-отечески поддерживал молодого музыканта. Но настойчиво рекомендовал получить высшее музыкальное образование — без этого в оркестре нельзя. Алексей берется за всё сразу: работает в филармонии, восстанавливается и заканчивает Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Удэ, поступает в музыкальный колледж имени Шопена.
– Это был 2012 год, мне тогда было 29 лет, и я сидел за одной партой с 16-летними ребятами. Конечно, сложно было: работа, учеба, жена в декрете. Но мы справились. Семья всегда поддерживала меня во всем. Сегодня дети уже взрослые: старший сын учится в институте, младший в следующем году заканчивает школу.
Творчеством Алексей Завьялов занимался неугомонно и с удовольствием, ведь к этому он шел долгие годы. И однажды Ирина Владимировна Касьянова — директор филармонии — предложила ему должность директора Губернаторского симфонического оркестра. А 2020 стал для Алексея Завьялова определяющим – тогда был создан эстрадно-джазовый оркестр.
Инициатором и его первым дирижёром стал Арсений Володин – именно он предложил создать на базе филармонии духовой оркестр. Проект двумя руками поддержала директор Ирина Владимировна Касьянова, и помогла воплотить идею в жизнь.
К этому времени в Иркутске уже много лет работал ансамбль «Доктор Джаз», проходили фестивали и концерты. Но конкуренции между джазистами не возникло, скорее даже наоборот – музыканты стали общаться, развиваться каждый в своем направлении, обмениваться опытом.
— Создание эстрадно-джазового оркестра на базе Иркутской филармонии стало громким событием в музыкальном мире города, да и всей Сибири. Молодые талантливые музыканты с горящими глазами! Мы, конечно, переживали, как нас примут зрители, но первый концерт прошел на ура. Дальше мы экспериментировали с программами, искали новые формы. Порой выступали в полупустых залах. Хотя сейчас, играя те же концерты, на нас нет билетов. Мы очень благодарны филармонии, что нам дают возможность играть все, что мы хотим. И это очень здорово!
За год работы пришло осознание, что нужно делать узкую специализацию, не распыляясь на разные стили, и целенаправленно работать на свою аудиторию. И джазовый оркестр нашел свою изюминку – рассказывать про джаз, просвещать публику, и вдохновенно играть! Наши музыканты пошли вперед семимильными шагами и значительно расширили представления иркутян о джазе классическом и его современных тенденциях.
— Это сработало! То, что мы рассказываем про джаз (про инструменты, историю джаза, про известных музыкантов) — наш эксклюзив. Сейчас мы собираем полные залы, билеты на концерты раскупаются очень быстро. Нас знают и любят. Конечно, в этом большая заслуга ведущих – Валерии Новиковой (детские программы) и Любови Богодельниковой (взрослые).
Работа ведущего – отдельная тема для разговора. У Алексея есть в этом опыт – сам вёл концерты, поэтому прекрасно понимает сколько нужно вложить труда и души, чтобы слушатели пошли именно на твои программы.
— Большая наша творческая удача – это сотрудничество с Любой Богодельниковой. До этого мы пробовали разные форматы, работали с разными ведущими. Но попадание произошло только здесь. Люба вдохновенно рассказывает про джаз, заинтересовывает слушателей и оставляет возможность поискать информацию самим. Прекрасно владеет английским, эрудированна, училась и жила в Америке и очень любит джаз. У нас сложился отличный тандем — на сцене мы дополняем друг друга, ведем диалог, обмениваемся шутками. И музыканты включаются. Это целое театральное действо.
И, конечно, темп этому действу задает лидер коллектива – Алексей Завьялов. У него своя, особенная манера дирижирования — импровизация с долей юмора. Легкая и искренняя, не похожая ни на чью другую. И мощная, позитивная энергетика, которой он щедро делится с музыкантами и залом.
В джазовом оркестре работают 20 музыкантов. И каждый по—своему уникален. Играя классический джаз, ребята солидны и серьёзны, и полны обаяния, задора и артистизма на программах популярной музыки. Есть в оркестре и свои юные звездочки – полноправный участник коллектива 15-летний Ярослав Левченко. Талантливый и увлеченный парень пришел в оркестр и прочно закрепился в нем, заслужив уважение коллег-музыкантов.
Сегодня джазисты Иркутской областной филармонии – это коллектив, которым гордятся иркутяне. Он неизменный участник городских и областных мероприятий, фестивалей всероссийского уровня. В ноябре 2021 года стал Лауреатом международного музыкального конкурса «Джаз на Байкале». Выступать с оркестром мечтают многочисленные музыканты и солисты. Например, в рядах оркестра можно увидеть музыкантов из ансамбля «Доктор Джаз» и наоборот. Так коллективы в дружеском формате обмениваются опытом и идут в развитие.
— С руководителем ансамбля «Доктор Джаз» Александром Филипповым мы давно знакомы и успешно взаимодействуем. Между нами нет борьбы за зрителя – мы делаем одно дело, только с разных сторон. И слушатели любят джазистов одинаково, никто ни у кого симпатии не перебивает. А в плане развития мы, я бы даже сказал, дополняем друг друга и расширяем границы: люди видят, что есть такой джаз, а есть немного другой. И это стимул для нашей работы – давать слушателям разные эмоции, просвещать их и развивать музыкальный вкус.
Особая любовь у оркестра с солистами Татьяной Алексеевой и Александром Сорвиным. Татьяна состоит в штате оркестра, а Александр всегда с удовольствием принимает приглашение выступить с музыкантами.
— Программы с их участием пользуются невероятной популярностью у слушателей. Татьяна Алексеева — очень яркая, артистичная, невероятная певица, к тому же еще и пианист. Александр Сорвин — уникальный, харизматичный человек и артист: он может просто появиться на сцене и, ничего не делая, сорвать аплодисменты. У нас много совместных планов и задумок.
С руководством филармонии полное взаимопонимание. Директор Ирина Владимировна Касьянова дает нам свободу в творчестве, не ограничивает рамками и всегда поддержит, направит, подскажет интересную идею. И мы ей очень благодарны. Например, идею играть на улице возле музея-усадьбы Сукачева предложила именно Ирина Владимировна. Получилось очень интересно и гостям понравилось.
В этом году музыканты отметят 5-летний юбилей. Своими планами Алексей Завьялов охотно делится.
— Планов громадьё! Причем в разных жанрах, ведь мы играем не только классику, но и современных авторов. Сделано много концертов и программ, в том числе две — с использованием композиций современных авторов — «Биоритм» и «След». Музыка необычная, интересная, хотя и непростая. Будем продолжать это направление. Сегодня музыканты предлагают нам играть их композиции. Есть уже два конкретных предложения — от трубача, который 20 лет прожил в Нью-Йорке, и саксофониста, который работал у Игоря Бутмана (он записал альбом в Нью-Йорке, живет в Москве). Надеюсь, получится интересно. В перспективе мы хотели бы играть иркутскую джазовую музыку – у нас есть пишущие музыканты. Есть проекты, на которые мы планируем привлекать гранты.
Мне нравится, как живет наша филармония, как год за годом растет ее профессиональный уровень. А вместе с нами растет слушатель. Хочется пожелать нам всем успехов, новых интересных проектов, новых высот. Для этого будем и дальше работать с полной отдачей сил! Желаю всем мира, добра, любви и вдохновения, ваш Алексей Завьялов!
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных