Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
Органный зал
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
Ирина Михед: «Хор вырос в Театр хоровой музыки»
Год назад по приглашению маэстро Илмара Лапиньша хормейстер Ирина Михед пришла работать в Иркутскую областную филармонию. И начала с преобразований – на основе камерного хора стала развивать новое направление.
— Ирина Владимировна, к моменту, как вы пришли в филармонию, какой опыт был у вас за плечами?
— Я родилась в Иркутске. Окончила центральную Школу искусств. Поступила в Училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. В училище был замечательный педагогический состав, учиться было очень интересно. Творческая атмосфера, высокая квалификация педагогов, их любовь к музыке вдохновляли. Я никогда не жалела, что выбрала эту профессиональную дорогу. Еще в училище начала работать хормейстером в Политехническом институте, в хоре, которым руководила Наталья Львовна Шарлова. Далее поступила в Дальневосточную академию искусств, после окончания которой преподавала там же на кафедре хорового дирижирования. Я всегда была деятельным человеком и помимо педагогической работы создала и на протяжении 7 лет руководила академическим хором на базе городского Дворца культуры. Воспоминания у меня об этом периоде очень теплые: в хоре были люди значительно старше меня, но мы всегда ладили, работали очень гармонично. Со многими я до сих пор поддерживаю отношения. В 1996 году вернулась в Иркутск и стала преподавать в Иркутском музыкальном колледже (сейчас Музыкальный колледж имени Фредерика Шопена). 25 лет педагогической деятельности в стенах своей альма-матер!
Параллельно я всегда работала с вокальными коллективами. 22 года была бессменным руководителем вокальной студии в Университете путей сообщения. Хотя это был любительский, студенческий коллектив, но ребята работали на высоком профессиональном уровне. Мы много выступали, представляли свой город и область на всероссийском и международном уровнях. Пели даже в Кремлёвском дворце!
— Ваш студенческий вокальный коллектив выступал на сцене Иркутской областной филармонии?
— Да. Впервые мы вышли на сцену филармонии в рамках фестиваля «Музыка без границ». Затем стали выступать с самостоятельными концертными программами, проводить свои отчётные концерты. На одном из наших выступлениях присутствовал Илмар Артурович Лапиньш. И был поражен, что любительский коллектив может добиться такого высокого уровня исполнения. Мы подружились. Илмар Артурович стал приглашать нас на сборные концерты и программы. Для меня и ребят это было большой честью и высокой планкой! А в 2023 году маэстро сделал мне предложение возглавить камерный хор, я его приняла.
— Возглавив камерный хор филармонии, вы сразу переименовали его, почему?
— Камерному хору филармонии к моменту как я пришла работать, исполнилось 10 лет. За его плечами было множество профессиональных выступлений, участий в фестивалях и конкурсах, программы с симфоническим оркестром и оперные постановки. Мне хотелось не просто продолжить эту работу, но и расширить горизонты, привнести новые решения. И мы сделали упор на хоровую театрализацию. Это направление современного искусства, основу которого составляет вокально-сценическое действо, превращающее концерт в театрально-хоровой спектакль, главное действующее лицо которого — камерный хор. В связи с этим поменялось и название коллектива на Театр хоровой музыки.
— Как вы используете хоровую театрализацию в своих программах и концертах?
— Сейчас в коллективе занимаются молодые, увлеченные музыканты, которые с интересом откликаются на новые формы работы. Я очень благодарна им за это. За год была проделана большая работа по созданию новых концертных программ, таких как «Родина в сердце моём», «Нетленна только любовь», «Традиций песенных живая нить» и других, где исполняется русская и зарубежная хоровая музыка. В этих программах, основанных на народном песенном материале, используются сценические движения, элементы хореографии, обрядовые действа, соответствующие культуре народа.
В программе «И россыпь чудная здесь Пушкинских стихов», которая приуроченная к юбилею поэта, не просто исполняются произведения, а воссоздаётся атмосфера салонов начала 19 века. Артисты в исторических костюмах, обстановка (программа была показана в музее Волконских) помогает зрителю стать участником концерта, почувствовать себя современником Пушкина. Для создания такой атмосферы необходимо быть не только певцом хора, но и солистом, артистом, передающим образ и характер своего персонажа.
Также Театр Хоровой музыки в сезоне 2023-24 годов осуществил постановку музыкального спектакля «Апельсиновая сказка». И перед праздниками сделали премьеру — хоровое интерактивное представление «От винта или Новогодний переполох», на которое мы приглашаем маленьких зрителей с их родителями. Здесь певцы хора уже в полной мере проявляют свои вокальные и актерские способности, потому что это уже полноценные музыкальные спектакли.
— Продолжаете ли вы работу в традиционных для хора формах?
— Конечно, продолжаем. Коллектив в мае 2024 года принимал участие в фестивале «Дыхание Байкала», где состоялось концертное исполнение оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Хор участвовал в открытии «Фестиваля русской оперы» в Тальцах. Был задействован в сценической постановке оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. В октябре 2024 года совместно с симфоническим оркестром была исполнена Месса — Бревис си-бемоль мажор и кантата «Die Maurerfreude» В.А. Моцарта.
— Вы отлично ладите с коллективом – такое взаимопонимание установилось сразу?
— Приход нового руководителя — всегда сложный этап жизни коллектива — как для участников, так и для руководителя. Идёт притирка, привыкание, осознание и понимание задач и целей творческого процесса. Скажу честно, было не просто. На тот период не было администратора, который мог бы координировать концертную деятельность. А через две недели после начала моей работы с хором я сломала руку, и первые наши концертные выступления дирижировала одной рукой. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой. Тогда все отнеслись с пониманием — и артисты, и зрители.
Сейчас в коллективе работают 21 артист хора. Это молодые, талантливые музыканты. Все работают с полной самоотдачей, профессионально и самоотверженно. Мне бы, конечно, хотелось увеличить состав хора, особенно мужской части, чтобы иметь возможность исполнять крупные вокально—хоровые произведения. Поэтому самое главное моё желание — чтобы пополнялись наши ряды, приходили работать талантливые, пытливые и яркие музыканты! Чтобы на всех выступлениях наших коллективов были полные залы!
— О чем вы мечтаете в юбилей филармонии?
— Я мечтаю, чтобы в филармонии было несколько концертных залов. У всех коллективов была хорошая репетиционная база. Нужны просторные помещения, чтобы всем артистам хватало места. А еще зеркала в пол, ведь артист должен контролировать свой сценический процесс.
И, конечно, мне хочется поздравить весь наш высокопрофессиональный коллектив с 85-летним юбилеем! Филармония у нас с давними традициями. На ее сцене выступали мэтры российской и зарубежной культуры, блестящие музыканты и певцы. Я хочу, чтобы это продолжалось, чтобы мы растили своих профессионалов, которые будут прославлять наш город, регион, чтобы к нам приезжали знаменитости мирового уровня. И чтобы мы имели возможность показывать себя не только на площадках Иркутской области, но на сценах других регионов России и даже мира! Это дает артистам возможность реализовываться и развиваться. С юбилеем, дорогие коллеги, с днем рождения, любимая филармония!
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных