Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

85-ый концертный сезон Концерт из цикла «Звезды XXI века» в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Московской филармонии и Министерства культуры РФ

Министерство культуры Иркутской области
Иркутская областная филармония
Концертный зал 11 ноября 2023г. 18:00

ГУБЕРНАТОРСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Илмар ЛАПИНЬШ
Художественный руководитель, главный дирижер, заслуженный деятель искусств России
Максим КАЧАЛОВ Дирижер
Солисты:

Ирина Стачинская (флейта, Москва)

Наталья Реченская (флейта, Иркутск)

Елена Бутырина (сопрано, Иркутск)
 
Ведущая Ольга Чиркова

1 ОТДЕЛЕНИЕ

Карл Нильсен (1865-1931)
Концерт для флейты с оркестром в двух частях
мировая премьера
Денис Хоров (род.1989)
Концерт для двух флейт и оркестра

2 ОТДЕЛЕНИЕ

Густав Малер (1860-1911)
Симфония №4 Соль мажор
1. Размеренно, не торопясь
2. В спокойном движении, без спешки
3. Безмятежно, poco adagio
4. Очень спокойно («Wir genießen die
himmlischen Freuden» из «Волшебного
рога мальчика»), сопрано соло
Рубеж столетий
Карл Нильсен — основоположник современной датской композиторской школы, отдавший в творчестве предпочтение жанрам симфонии и концерта. Посвятить себя музыке К.Нильсен решил после встречи в мае 1883 года с композитором Нильсом Гаде, который одобрительно отозвался о его сочинениях и порекомендовал поступить в Королевскую Академию музыки.
В 1890-е годы Нильсен посещает Германию, Францию, Австрию, знакомится с музыкой Вагнера и Рихарда Штрауса, встречается с Брамсом, Бузони,
художником Эдвардом Мунком. К этому времени относятся первые крупные сочинения Нильсена.
Вершинами творчества Нильсена считаются Четвёртая («Неугасимое»; 1916) и Пятая (1922) симфонии, написанные под впечатлением от Первой мировой войны. Концерт для флейты с оркестром относится к позднему периоду творчества (1926г). Техническая сложность Концерта в сочетании с неожиданным тембровым решением, быстрая смена музыкальных кадров-событий создадут неповторимый коллаж впечатлений для слушателя.
Мировая премьера
Концерт Дениса Хорова для двух флейт и оркестра создан в рамках программы Союза
композиторов России «Ноты и квоты» и посвящён Ирине Стачинской.

Денис Хоров родился в Улан-Удэ. Композитор, исполнитель, импровизатор, член Союза композиторов России и Союза московских композиторов. В 2015 году окончил с отличием композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Ю.В. Воронцова), в 2017 году – аспирантуру (научный руководитель доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор и ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Соколов).

Музыка Д. Хорова звучит в исполнении Симфонического оркестра Радио «Орфей», Российского национального оркестра, Симфонического оркестра Нью-Йоркской Филармонии, ансамбля «Студия новой музыки» при МГК им. П.И. Чайковского, Московского ансамбля современной музыки и др.  Денис является автором музыки к театральным постановкам в театре им. Ф.Волкова («Гроза» по А. Островскому), в Электротеатре «Станиславский» («Идиот» по Ф. Достоевскому), СТД «Боярские палаты» (музыкальный перформанс «Снегурочка»), в театре «Гоголь-центр» («Кому на Руси жить хорошо» по Н. Некрасову). Д.Хоров — автор мультимедийных этно-проектов с известными бурят-монгольскими певицами Бадмой Хандой Аюшеевой и Намгар Лхасарановой.
CD записи:
2017 год — пьеса «Время для себя. Вена» («Новый Московский Ансамбль», фирма «Мелодия»);
-«Баркарола» («Молот-ансамбль», лейбл FANCYMUSIC);
2019 год — «Испанский танец «Doce uvas»» (солисты ансамбля «Студия новой музыки», фирма «Мелодия», издание сочинений лауреатов конкурса композиторов «AVANTI»);
2020 год — пьеса «Атмосфера» (Московский ансамбль современной музыки) вошла в антологию современной российской музыки ХХ века «Звуковой обзор», а в 2022 году в эту же антологию была включена «Серенада» для флейты и фортепиано в исполнении известной российской флейтистки Ирины Стачинской и пианиста Михаила Турпанова.
С 2013 года является куратором междисциплинарной медиалаборатории и руководителем Отдела творческих проектов Дома–музея А.Н. Скрябина.
Денис Хоров — участник различных международных музыкальных проектов и
фестивалей, победитель конкурсов: VIII международного конкурса молодых композиторов радио «Орфей», IV международного конкурса композиторов
имени Николая Мясковского (I премия), III Международного конкурса композиторов,  Х Зимний фестиваль искусств Ю. Башмета (II премия), Второго Всероссийского конкурса композиторов «AVANTI» (II премия).
 
Ирина Стачинская (1989) – родилась в Москве в семье музыкантов. В возрасте шести лет поступила в Музыкальную школу имени Гнесиных в класс И.Ф. Пушечникова (блок- флейта). Там же по специальности «флейта» обучалась сначала у А.В. Корнеева, а затем у В.Л. Кудри, продолжив с 2015 года обучение в его классе в Российской академии музыки имени Гнесиных. Уже в десятилетнем возрасте Ирина стала победительницей нескольких международных конкурсов, представляя класс профессора В.Л. Кудри.

В годы обучения Ирина Стачинская начала работать в качестве солиста-флейтиста в Московском государственном симфоническом оркестре для детей и юношества, а с 2007 года заняла место первой флейты Академического симфонического оркестра МГАФ.

В 2008 году Ирина становится постоянным участником ежегодных мастер-курсов знаменитого флейтиста (James Galway) в Швейцарии. Там же в 2010 году она становится лауреатом премии в номинации “Rising star” («Восходящая звезда»), присуждённой Маэстро, после чего неоднократно выступала на его ежегодном фестивале флейтистов в Швейцарии (г. Веггис) в качестве приглашённой солистки данного фестиваля. По ходатайству Джеймса Голуэйя фирмы Muramatsu, Lafin и Musik Bertram дарят ей серебряную флейту.

С 2014 года она представляет фирму Powell, играя на изготовленной этой фирмой золотой флейте в 14К.

В 2009 г. Ирина представляет Россию на Международном молодёжном фестивале искусств во Франции (г. Канны), и этом же году в составе камерного ансамбля “KUI-трио” она становится обладателем Золотого диплома Международного музыкального Web конкурса в Нью-Йорке «Music Golden Trophy».

В 2014 и 2015 гг. в США с успехом прошли сольные выступления Ирины на Национальных Флейтовых Конвенциях в Чикаго (2014 г.) и в Вашингтоне (2015 г.), а также гастрольные туры в Японии и Корее.

В мае 2016 года фирмой «Мелодия»был выпущен совместный альбом Ирины и знаменитого пианиста Филлипа Молла (США, Германия) «Русские Грезы».

В 2017 году Ирина окончила аспирантуру Высшей школы музыки имени Альфреда Корто в Париже (Ecole Normale de Musique de Paris “Alfred Cortot”), получив диплом об обучении в классе Жана Феррандиса.

В 2018 году состоялся творческий дебют Ирины Стачинской на Радио Франс в Париже, а также участие в престижном музыкальном фестивале в Кухмо (Финляндия).

Ирина входит в состав жюри престижных отечественных и зарубежных флейтовых конкурсов, таких как Международный конкурс «Поющая Флейта» (Россия), Cluj International flute competition (Румыния), Theobald Boehm International flute competition (Германия), Biwako Flute competition (Япония), NFA young artists competition (США) и др., проводит мастер-классы в России и за рубежом – в Новосибирской, Нижегородской, Казанской, Магнитогорской консерваториях, Красноярском институте искусств, в Нью-Йорке в Manhattan school of music New York, в Eastman school of Music, в Токийском университете, в Taipei University, в ABRAF (г. Сан Пауло) и др.

Гастрольный график Ирины Стачинской насыщен концертами с ведущими оркестрами, такими как: Академический симфонический оркестр Нижегородской Филармонии, Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии, Академический симфонический оркестр Ростовской филармонии, Академический симфонический оркестр Луганской филармонии, Симфонический оркестр «Новая Россия», оркестр Мариинского театра, Дальневосточный симфонический оркестр, Курский симфонический оркестр и др.

Помимо активной концертной деятельности Ирина Стачинская является инициатором и руководителем флейтовых фестивалей в Москве и Нижнем Новгороде, активно сотрудничает с Московским Флейтовым Центром. В её исполнении звучит музыка к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Московского государственного театра «Мастерская имени П.Н. Фоменко», получившего премию «Золотая маска» («Сиринкс» Клода Дебюсси).

Ирина Стачинская является преподавателем по классу флейты Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.

В апреле 2022 в Ханты-Мансийске с большим успехом прошёл Всероссийский Форум «Молодость.Творчество.Мастерство», где Ирина выступила в роли руководителя проекта, президента форума и председателя жюри. Форум направлен на поддержку, выявление и развитие молодых талантов.

Вдекабре2022г. в рамках совместного проекта Союза композитров России и фирмы «Мелодия» вышел диск Ирины Стачинской и 

Михаила Турпанова в digital формате.

В январе 2023 в Забайкальской краевой филармонии (г.Чита) прошел фестиваль «Ступени Мастерства», где Ирина выступила в роли артистического директора.

В феврале 2023 года прошел первый фестиваль Духовой музыки в Калининграде «Музыка ветра», инициатором и художественный руководителем является Ирина Стачинская.

Ирина -участник престижных российских фестивалей: «Виртуозы флейты», «Виртуозы гитары», «Guitarmagfest» и др.

Ирина выступает с ведущими музыкантами и дирижёрами, такими как: Давид Формизано, Теодор Курентзис, Жан Феррандис, Филлип Молл, Михаил Бенюмов, Артур Юссен, Харриет Крайг, Дмитрий Илларионов, Александра Скрозникова, Артем Дервоед, Ирина Люпинес, Александр Гиндин, Михаил Турпанов, Айдар Гайнуллин, Александр Рамм, Антон Шабуров, Александр Веретенников, Владимир Стачинский, Михаил Грановский, Аманда Холл, Юлия Хаген, Денис Буряков, Паулине Захе, Кристофер Зюндквист, Камерный оркестр театра La Scala и др.

Поздний романтик

Симфония №4 Густава Малера — это симфония, «родившаяся из песни». Ещё летом 1892 года Малер сочинил детскую песенку «Мы вкушаем небесные радости» или «Небесная жизнь» на текст из «Волшебного рога мальчика», запечатлевший детские представления о Рае. Эта вокальная миниатюра для голоса с оркестром, ставшая источником новой симфонии, представляет собой наивную и трогательную песенку «о небесных радостях» с точки зрения бедного крестьянского ребенка. В ней говорится о царстве, где много яблок и слив, где ангелы заняты выпеканием вкусных хлебцев, апостол Лука закалывает быка для ужина, а святая Марта орудует в переднике в качестве кухарки. Жажда небесных утешений — это голодные ребяческие мечты; в реальной жизни мальчика ждет тяжелая борьба.

Песенка звучит в финале симфонии, развенчивая, таким образом, романтический идеал жизни, переводя его в простую детскую грезу.

Четвертая симфония была окончена в 1901. Несмотря на дату создания, симфония «старомодна»: в традиционном для классической венской симфонии 4х частном цикле Малер стремится воссоздать безоблачный XVIII «золотой век», с идиллией и гармонией. «Собственно говоря, — признался позже Малер, — я хотел написать только симфоническую юмореску, а у меня вышла симфония нормальных размеров».

Композитор не раз называл свою Четвёртую симфонию «юмореской», и таково было её первоначальное обозначение («Humoreske»), но это юмор особого свойства: юмор как единственное спасение от отчаяния, от трагедии, которую человек не в силах предотвратить, и противоречий, устранить которые не в его власти.

Премьера симфонии, под управлением автора, состоялась в Мюнхене 25 ноября 1901 года.

По словам жены композитора Альмы Малер, и современников, во второй части симфонии воображение композитора отталкивалось от образа Друга Хейна, немецкого средневекового символа смерти. На современников Малера большое впечатление в то время произвела картина Арнольда Бёклина «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке». При исполнении и издании симфонии Малер снял подзаголовок «Друг Хейн наигрывает», оставив лишь ремарку над партией скрипки в оркестре «как скрипка». Третья часть, медленная, соткана из разнохарактерных разделов, напоминающих порой страницы произведений Чайковского, — результат подсознательности эмоций, вызываемых настроениями конца XIX века.

Финал симфонии воспринимается как наивная мечта, иллюзорность которой рождает грусть и едва уловимую, тонкую иронию.

Мы вкушаем небесные радости,

Мирской суеты не слышно на небе

Все живет в нежнейшем покое!

Мы живем ангельской жизнью,

И веселы поэтому!

Мы танцуем и прыгаем,

Мы пляшем и поем.

Святой Петр смотрит на нас в небесах!

 

 

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных