A A A A A
Ц Ц
ВЫКЛЮЧИТЬ Закрыть
Глаз Версия для слабовидящих
Календарь концертов

Январь 2019

Концерт, посвященный памяти жертв холокоста

Концерт, посвященный памяти жертв холокоста

Программа:
Макс Брух Пьеса для виолончели с оркестром «Kol nidrei» (Голос Ангела)
Эрнест Блох рапсодия для виолончели с оркестром "Шеломо"
Роберт Шуман "Реквием"

Губернаторский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя, главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша
Камерный хор под руководством Елены Бояркиной
Народный артист России Сергей Ролдугин


Концерт, посвященный памяти жертв холокоста, состоится в зале Иркутской областной филармонии. В концерте примет участие виолончелист Сергей Ролдугин - Народный артист РФ, солист и дирижёр Мариинского театра, артист ЗКР АСО Ленинградской филармонии, профессор Санкт-Петербургской консерватории, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки. В программе вечера прозвучит возвышенный и глубоко скорбный «Реквием» немецкого композитора эпохи романтизма Роберта Шумана, а также произведения для виолончели с оркестром Эрнеста Блоха и Макса Бруха. Эти два композитора писали красивейшие произведения на темы еврейских мелодий, их сочинения были сняты с репертуара во времена нацистской Германии и в послевоенное время почти забыты. Но с течением времени интерес к творчеству этих великих композиторов возрастает.

Если говорить о немецком композиторе Максе Брухе (1838-1920),  то его самыми известными произведениями, несомненно, являются  Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль-минор соч. 26 (1864) и  Пьеса для виолончели с оркестром «Kol nidrei»  ор. 47 (1881).

«Kol Nidrei» написана на тему еврейских литургических мелодий, одна из которых происходит от молитвы "Кол Нидрей", в буквальном переводе означающей «Все Обеты». Сами музыкальные темы складывались столетиями, они очень мелодичны и  трогательны. По словам композитора: «Я услышал в Берлине «Кол Нидрей» и несколько других еврейских песен […]. Несмотря на то, что я — протестант, как композитор я проникся удивительной красотой этих мелодий, и радуюсь при мысли о том, что ценители музыки смогут познакомиться с ними в моих аранжировках…». Для Макса Бруха очень привлекательными были народные мелодии. Он писал: "...Будучи молодым человеком, я уже учился фольклору многих народов  с большим энтузиазмом, потому что Народная песня - это источник истинной мелодики - источник, из которого композитор должен постоянно черпать новое..." Так, среди его произведений есть Серенада на шведские мелодии, Шведские танцы, Сюита на русские народные напевы, Шотландская фантазия, Шотландские песни, Adagio на кельтские темы для виолончели с оркестром и др.

Известность швейцарскому и американскому композитору, скрипачу, дирижёру и педагогу Эрнесту Блоху принесли также произведения, написанные на основе старинных еврейских мелодий. Он не разрабатывал мотивы еврейского музыкального фольклора, а лишь опирался в своих сочинениях на древне-восточную, гебраистскую основу, мастерски претворяя в современном звучании типичные черты древнего и современного еврейского мелоса. Одним из таких сочинений является одночастная рапсодия «Шеломо» для виолончели с оркестром. Она стала частью его "Еврейского цикла", который композитор создавал с 1912 по 1926 годы, находясь под впечатлением от еврейской культуры. Композитор писал: "Наследие еврейской культуры настолько глубоко тронуло меня, что я попытался отразить эти эмоции в "Шеломо". По прошествии почти ста лет "Шеломо", пожалуй, является самым известным произведением Блоха. Композитор мыслил свое произведение таким образом, что виолончель - это голос царя Соломона, а оркестр - воплощение окружающего его мира. Блох намеренно отказался от солирующего вокала, поскольку был убежден, что возможности виолончели намного превосходят то, что может сделать человеческий голос. Следуя за мыслью композитора, можно предположить, что партия виолончели в "Шеломо" - это партия не столько инструмента, сколько голоса. Совершенно справедливо замечание критика Гвидо Гатти по этому поводу: "Виолончель, с ее изрядной широтой фразировки, то мелодичной, местами доходящей до вершин лиризма, то декламирующей, с драматической игрой тени и света, являет собой воплощение Соломона во всей его славе. Партия солиста, скорее вокальная, чем инструментальная, кажется музыкальным высказыванием, глубоко связанным с талмудической прозой". Но суть здесь не в слове, а в том, насколько точно способна музыка воплощать образ, который при этом полностью отрывается от слова. И обычный слушатель, далекий от иудаизма и Талмуда, может легко ощутить то очарование древнееврейских образов, которые воплощены Эрнестом Блохом в "Шеломо".