Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале»
4 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижер – Иван Никифорчин
Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш.
Дирижер – Иван Никифорчин
Солисты:
Даниил Коган (скрипка)
Полина Тхай (виолончель)
Николай Кузнецов (фортепиано)
Марсель Тaдокоро (фортепиано)
Откроет вечер Скрипичный концерт №5 ля мажор В.А. Моцарта, часто называемый «Турецким» (1775, некоторые мотивы концерта вызывают ассоциации с Фортепианной сонатой №11, 3-я часть которой имеет название «Alla turca. Allegretto»). Светлый, грациозный, наполненный жизнью характер звучания всех частей концерта весьма точно передает стиль эпохи и облик 19-летнего автора. Органичным продолжением программы станут широко известные «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром П.И. Чайковского. Для «Вариации» композитор избрал «по-моцартовски» камерный состав оркестра, оркестровая фактура отличается прозрачностью, ясностью, мелодические линии партий инструментов оркестра – тонкостью и выразительностью.
В 1931 году лондонская газета «Daily Telegraph» попросила Равеля поделиться мыслями о его двух концертах. Он оговорил наличие элементов джазовой музыки в Первом концерте соль мажор, отметив при этом, что Первый – «концерт в точном смысле этого слова; он написан в духе концертов Моцарта или Сен-Санса».
Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор С. Рахманинова можно с уверенностью назвать «творческим портретом» композитора. В Концерте нашли отражение сложные душевные искания автора в период преодоления творческого кризиса, связанного с неудачной премьерой его Первой симфонии. Вместе с тем, современники услышали в этом произведении голос Нового времени, сурового, драматичного, полного «грозовых предчувствий» (Б. Асафьев). Премьера Концерта в Москве в 1901 году произвела на публику ошеломляющее впечатление.
5 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». М. Тадокоро (фортепиано). Н. Кузнецов (фортепиано)
Солисты: Марсель Тадокоро (фортепиано, Япония-Франция), Николай Кузнецов (фортепиано)
В рамках XIX Международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» на сцене концертного зала филармонии состоится фортепианный вечер. Музыку Рамо, Гензельта, Чайковского, Шуберта и Рахманинова подарят зрителям яркие талантливые пианисты – Марсель Тадокоро (Франция – Япония) и Николай Кузнецов (Москва).
5 сентября в 18:30. Органный зал
«Звезды на Байкале». Музыкально-драматическая фантазия «Мастер и мандолина»
Солисты:
Евгения Кривицкая (орган)
Екатерина Мочалова (домра)
Пётр Татарицкий (актер)
Нетрадиционный концерт состоится в органном зале филармонии в рамках XIX Международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале». Почетные гости фестиваля представят музыкально-драматическую фантазию «Мастер и мандолина» для мандолины, актера и органа, в которой бессмертные образы и строки культового романа Булгакова «Мастер и Маргарита» станут отправной точкой для поэтических размышлений о любви, красоте, природе творчества, ценности бытия… «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?» Мастер предстанет в ипостасях героев разных времен и эпох, которые воплотит лауреат Российской национальной музыкальной премии «Овация» и Премии Москвы актер Петр Татарицкий, а музыкальные произведения в исполнении лауреата международных конкурсов Екатерины Мочаловой (мандолина, домра) и профессора Евгении Кривицкой (орган) оттенят и поддержат драматические монологи разнообразием тембровой палитры и амплитудой чувств. Программа включает сочинения И. Баха, А.Вивальди, Э.Низамова, А. Чайковского, И. Корнелюка, тексты Ф. Петрарки, М. Булгакова и подготовлена специально для премьерного показа в рамках Международного фестиваля «Звезды на Байкале».
6 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижер – Иван Никифорчин
Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш.
Дирижер – Иван Никифорчин
Солисты:
Екатерина Мочалова (домра)
Жаргал Цырендагбаева (сопрано)
Равиль Ислямов (скрипка)
Жуй Мин (фортепиано, Китай)
Кирилл Роговой (фортепиано)
Этот вечер запомнится разнообразием стилей авторов исполняемых произведений. Прозвучат самая исполняемая Фантазия русского и американского скрипача, одного из наиболее известных представителей скрипичной школы Леопольда Ауэра – Ефрема Цимбалиста в переложении для домры с оркестром и две части Первого скрипичного концерта Дмитрия Шостаковича. Концерт, посвященный выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху, оказался уникальной «симфонией с солирующей скрипкой» в 4-х частях, каждая из которых носит программный подзаголовок. Между 4-ой и 5-ой частями – наполненной до предела чувствами Пассакальей с интонациями музыки Баха и искрящейся Бурлеской – находится большая сольная каденция, это кульминационные части концерта.
Также в программе вечера будут исполнены арии из опер итальянского композитора Гаэтано Доницетти – Каватина Лючии – «Звук сладкий! Мне слышен голос милого… О! Сердце признало этот голос!», жизнерадостные Куплеты Марии и Ария Марфы из оперы-драмы Римского-Корсакова «Царская невеста».
В Первом фортепианном концерте Ф. Листа партии солиста и оркестра предельно виртуозны и красочны. Некоторые черты фортепианного стиля Листа можно усмотреть и в сочинениях Рахманинова, не раз слышавшего игру двоюродного брата пианиста А. Зилоти, ученика Н. Рубинштейна и Ф. Листа. Для «Рапсодии», написанной в форме вариаций и представляющей в жанровом отношении концерт, Рахманинов выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Николо Паганини. Тема эта — яркий символ эпохи романтизма. Однако, одновременно в Рапсодии развивается и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым – из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Мелодия Dies irae, отзвуки которой слышны во многих сочинениях композитора, имела для него глубоко символическое значение чего-либо неизбежного. Обе темы встречаются в Рапсодии Рахманинова, отражая сложный внутренний мир тревог и сомнений человека, пережившего рубеж XIX-XX столетий.
7 сентября в 18:00. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Фортепианный вечер. Кирилл Роговой (фортепиано). Жуй Мин (фортепиано)
Солисты:
Кирилл Роговой (фортепиано)
Жуй Мин (фортепиано, Китай)
В этом году XIX Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» радует зрителей целой плеядой талантливых пианистов. На сцене филармонии пройдет концерт фортепианной музыки, на котором выступят яркие молодые музыканты – Кирилл Роговой и Жуй Мин. В программе вечера прозвучит музыка Бетховена, Шопена и Мусоргского.
7 сентября в 18:00. Органный зал
«Звезды на Байкале». Паоло Баччанелла (орган)
Паоло Баччанелла (орган, Италия)
Ведущая – Елена Книжникова-Семёнова
Фестиваль «Звезды на Байкале» в этом году открывает двери Органного зала филармонии и приглашает поклонников органной музыки на концерт итальянского органиста Паоло Баччанеллы.
Музыкант является обладателем премий международных конкурсов, активно концертирует в Италии и за её пределами с сольными программами для органа и для органа с оркестром. В течение многих лет Паоло Баччанелла занимает должность органиста конгрегации Fermo minore di Brà (Verona), является главным консультантом-органистом итальянской фирмы строительства органов la Ditta organaria “Bonato” di Verona. Многократно приглашался с выступлениями по случаю инаугурации органов, наиболее значимые из которых стали событиями, вызвавшими заметный общественный резонанс. Великолепное чувство музыкальной формы позволяет итальянскому музыканту с одинаковой степенью убедительности выстраивать драматургию композиций разных масштабов — от «миниатюр» до крупных построений. Для иркутян Паоло представит программу, которая включает произведения трех наиболее значимых европейских органных школ — итальянской, немецкой и французской и охватывает период трехвекового развития органной музыки – от раннего барокко до позднего романтизма.
Прозвучат сочинения Джироламо Фрескобальди, Доменико Циполи, Бальдассаре Галуппи, Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна Фридриха Вальтера, Cезара Франка.
8 сентября в 18:00. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Rastrelli Cello Quartet (Виолончельный квартет)
Rastrelli Cello Quartet в составе:
Кирилл Кравцов (художественный руководитель)
Михаил Дегтярёв
Кирилл Тимофеев
Сергей Драбкин
Фестиваль «Звезды на Байкале» представляет для иркутских слушателей один из самых интересных и успешных камерных ансамблей нашего времени – Rastrelli Cello Quartet. Коллектив получил название в честь архитектора Бартоломео Растрелли, базируется в Германии, а в музыкальном мире он известен как петербургский коллектив. Rastrelli Cello Quartet уже давно стал флагманом ансамблей виолончелистов, на который равняются многие музыканты. Блистательные интерпретации классики, не уступающие исполнению лучших струнных квартетов мира, искрометные джазовые импровизации, незабываемый звук руководителя квартета Кирилла Кравцова, виртуозность Кирилла Тимофеева и Михаила Дегтярёва, фирменный звук коллектива, тонкий юмор обработок одного из лучших аранжировщиков мира Сергея Драбкина, стали визитной карточкой ансамбля. География выступлений квартета охватывает более 30 стран. Музыканты находятся в непрерывном творческом поиске. Они расширяют собственный репертуар, который охватывает все стили – от барокко до рока, и в котором нет ни одного произведения, написанного для четырех виолончелей.
Прозвучит лучшее из репертуара квартета: оригинальные композиции Михаила Дегтярёва и Кирилла Тимофеева, аранжировки Сергея Драбкина – русские народные песни, произведения Петра Чайковского, Эдварда Грига, Астора Пьяццоллы, фрагменты киномузыки Эннио Морриконе и Ханса Циммера, попурри на темы джазовых стандартов и рок-хитов.
10 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижер – Алексей Рубин
Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш.
Дирижер — Алексей Рубин
Солисты:
Павел Милюков (скрипка)
Нарек Ахназарян (виолончель)
Лев Бакиров (фортепиано)
Владимир Рублёв (фортепиано)
Единственный скрипичный концерт Брамса – одно из самых виртуозных произведений в этом жанре. Ганс фон Бюлов, сравнивая концерт Брамса с популярным скрипичным концертом Бруха, утверждал, что концерт Бруха написан «для скрипки», а концерт Брамса – «против скрипки». Однако трудности скрипичной партии обусловлены сложностью замысла. Проводя слушателя в первой и второй частях через череду лирических образов, в финале Брамс погружается в стихию венгерского народного танца. И не только потому, что концерт посвящен другу композитора, венгерскому скрипачу, виртуозу XIX столетия Иоахиму, но и потому, что само звучание скрипки было для Брамса связано с экспрессией и страстью венгерских напевов.
Камиль Сен-Санс сочинил Виолончельный концерт в 37 лет. Премьера концерта в 1873 году на сцене Парижской консерватории была сочтена признаком растущего признания Сен-Санса. Многие композиторы, включая Шостаковича и Рахманинова, считали этот концерт величайшим из всех концертов для виолончели. На создание Концерта в некоторой степени оказало влияние общение с Ференцем Листом, благодаря чему концерт оказался весьма виртуозным произведением и обрел одночастную форму с ярко выраженными чертами трехчастного цикла: Allegro non troppo – Allegretto – Allegro.
Из пяти фортепианных концертов Сен-Санса именно Второй приобрел наибольшую известность благодаря общему жизнеутверждающему характеру тем, непосредственности эмоционального высказывания. Первая часть покоряет свободной, непринужденной импровизационностью, богатством ритма, вторая — остроумием и изяществом, а третья — задорным непрерывным движением в духе тарантеллы, которое под конец части приводит к большому динамическому подъему.
11 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Н.Луганский (фортепиано), сольный концерт
Николай Луганский (фортепиано)
Фестиваль “Звезды на Байкале” готовит особенный подарок для зрителей концертного зала филармонии, на сцене которого даст сольный концерт Николай Луганский. Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова в Москве, Международной летней академии университета Моцартеум, Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского, сегодня является одним из самых востребованных пианистов в мире. За плечами Луганского, солиста Московской филармонии, народного артиста России, почетного члена Российской академии художеств, множество блестящих творческих достижений, в частности, сотрудничество с лучшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и многих других стран под управлением знаменитых дирижеров, в числе которых Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков и др. Репертуар пианиста охватывает более 50 фортепианных концертов, произведения разных стилей и эпох: от Баха до современной музыки. Особой удачей признано исполнением Луганским произведений Шопена, заслужившее сравнения с интерпретациями великого Альфреда Корто. В программе прозвучат произведения Шумана и Вагнера.
12 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Владимир Рублёв (фортепиано), Джордж Харлионо (фортепиано)
Солисты:
Владимир Рублёв (фортепиано)
Джордж Харлионо (фортепиано, Великобритания)
Еще один фортепианный вечер пройдет на сцене филармонии в рамках фестиваля “Звезды на Байкале”, героями которого станут юные талантливые пианисты – Владимир Рублёв и Джордж Харлионо. Артисты представят зрителям произведения Баха, Бетховена, Чайковского, Прокофьева, Сен-Санса, Шуберта, Глинки, Балакирева, Шумана и Стравинского. Такая яркая и разнообразная программа позволит зрителю погрузиться в атмосферу звуков рояля и в полной мере ощутить универсальность и возможности этого инструмента.
13 сентября в 18:30. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижер – Юстус Франтц
Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш.
Дирижер – Юстус Франтц (Германия)
Солисты:
Стефания Поспехина (скрипка)
Елисей Мысин (фортепиано)
Джордж Харлионо (фортепиано, Великобритания)
Фортепианные концерты занимают в творчестве Моцарта в период с 1782 по 1786 год самое важное место – он написал 15 произведений этого рода. Моцарт писал отцу: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими». Свой Концерт № 15 сам Моцарт считал одним из трудных. Однако стоит заметить, что концерт звучит блистательно, крайние части – весьма виртуозно, средняя – несет благородство и возвышенность мысли.
Оба концерта Шопена, в которых, безусловно, главенствует фортепианная партия, по трактовке жанра, по общей лирической окраске близки концертам Моцарта. Второй концерт, вдохновленный чувством 20-летнего Фридерика к Констанции Гладковской, раскрывает непосредственность и искренность лирического высказывания. Особой нежности исполнена вторая часть, Larghetto, порой сменяющейся страстным волнением, а инструментальный речитатив в среднем разделе медленной части напоминает пылкое признание…
Совершенно иным по стилю является Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, созданный в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии. Концерт не уступает «Первому фортепианному концерту» по яркости материала и мастерству его разработки, но отличается большей «классичностью», стройностью и гармоничной уравновешенностью композиции. Первая часть основана на развитии двух контрастных тем-образов, медленная Канцонетта выражает состояние легкой задумчивости, а в стремительном вихревом финале царят удальство, задор и ощущение полноты жизненных сил.
15 сентября в 18:00. Концертный зал
«Звезды на Байкале». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии. Дирижер – Алексей Рубин
Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России – Илмар Лапиньш.
Дирижер – Алексей Рубин
Солисты:
Чжи Инь (фортепиано, Китай)
Софья Виланд (флейта)
ST-Duo – Софья Сахнова и Антонина Лузько
Бетховенский ми-бемоль-мажорный фортепианный концерт именуется «Императорским», а также «Большим». Произведение действительно весьма продолжительно – оно превосходит все другие бетховенские фортепианные концерты, а первая часть по количеству тактов опережает аналогичные части Пятой и даже Девятой симфонии. В Концерте предстает круг образов, которые всегда были близки Бетховену – борьба, героические свершения, мужество. В противоположность грандиозной картине борьбы, развернутой в первой части, вторая подчеркнуто камерна, что отражается даже в оркестровке (композитор не задействует здесь ни литавры, ни валторны, ни трубы). Финал основан на контрастном сопоставлении двух тем, развитие которых приводит к ликующей коде.
«Карнавал животных» К. Сен-Санса наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразительности (имитируются голоса животных, течение воды и т.п.). Сюита состоит из 14 номеров: 1. Интродукция и королевский марш льва 2. Куры и петухи 3. Антилопы 4. Черепахи 5. Слон 6. Кенгуру 7. Аквариум 8. Длинноухие персонажи 9. Кукушка в чаще леса 10. Птичник 11. Пианисты 12. Ископаемые 13. Лебедь 14. Финал
Первые пять скрипичных концертов были созданы Моцартом в Зальцбурге в апреле – декабре 1775 года (сейчас нельзя с уверенностью сказать, написал ли их Моцарт для самого себя или же для зальцбургского скрипача-виртуоза Гаэтано Брунетти). Их возникновению предшествовали отдельные части в серенадах и кассациях с использованием солирующей скрипки, где Моцарт постепенно вырабатывал принципы соотношения солиста и оркестра, с наибольшей полнотой раскрывшиеся в собственно концертах. Партитура Концерта № 1 си-бемоль мажор, KV 207 чарует красотами и совершенством, присущими всем моцартовским творениям, выразительным использованием виртуозных и кантиленных возможностей скрипки и ее колоритными сопоставлениями с tutti оркестра (струнные, два гобоя, две валторны). По словам немецкого музыковеда Альфреда Эйнштейна, в произведении «явно слышатся отзвуки более строгого, старого концертного идеала… фигурации, которые вполне подошли бы стилю Корелли или Вивальди».
Эммануэль Паю, автор фантазии на темы из оперы Дж. Верди «Травиата» – современный швейцарский флейтист, виртуоз, новатор. В 1989-1992 годах – первая флейта Симфонического оркестра Базельского радио, в 1992 году – Мюнхенского филармонического оркестра. В 1993 году был приглашён Клаудио Аббадо первой флейтой Берлинского филармонического оркестра, в котором играет до сих пор. Выступал в ансамбле с Ефимом Бронфманом, Стивеном Ковачевичем, Мануэлем Барруэко, Жюльетт Юрель и др. Лауреат конкурсов в Дуино (1988) и Кобе (1989). В 1992 году выиграл Международный конкурс исполнителей в Женеве, завоевав восемь из 12 специальных призов. Удостоен премии фонда Иегуди Менухина, музыкальной премии ЮНЕСКО. Премия «Виктуар де ля мюзик» (1998). Введён в Зал славы журнала Gramophone.