Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
Органный зал
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00
г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121
Концерт органной музыки
«В подражание старым Мастерам»
Исполнитель
Маргарита Еськина (орган, клавесин-оттавино, Санкт-Петербург)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637-1707). Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
Иоганн Гаспар Керль (1627-1693). Каприччио Cucu
И. С. Бах. Фуга из Сонаты All’ imitatio Gallina Cuccu BWV 963 («в подражание Курице и Кукушке»)
Джироламо Фрескобальди (1583-1643). Токката VII из Первой книги Токкат, 1615, Aria detta Balleto (Из второй Книги Токкат, 1637)
И . С. Бах. Aria variata alla maniera Italiana BWV 989 (Ария с вариациями в итальянской манере)
И. С. Бах. Хоральная фантазия из собрания Ноймайстера «Ach, Gott und Herr» («Ах, Господь и Господин») BWV 714, Прелюдия и Фуга соль мажор BWV 550
Иоганн Пахельбель (1653-1706). Чакона фа мажор
И. С. Бах. Пассакалия до минор BWV 582
Программа исполняется на органе и клавесине-оттавино – реплике фламандского инструмента 1593 года (мастер Н. Полосков).
Продолжительность: 1 ч. 40 мин.
6+
Сегодня редко какой органный концерт обходится без произведений И. С. Баха. Список его органных сочинений очень велик, являясь и для музыкантов, и для любителей музыки бесконечным источником радости. За столетия любви и интереса к творчеству композитора было написано множество исследований, но все они обращаются к самой первой книге, посвящённой И. С. Баху – биографии, написанной Иоганном Николаусом Форкелем. В ней первый биограф великого композитора открывает читателю важнейшие сведения о жизни и творчестве Баха. Вот что мы читаем о его детских годах жизни: «…он так быстро овладевал пьесами, которые брат давал ему для разучивания, что все время стремился заполучить более трудные сочинения. Наиболее известными клавирными композиторами того времени были Фробергер, Фишер, Иоганн Касп. Керль, Пахельбель, Букстехуде, Брунс, Бём и другие. Мальчик заметил, что у брата есть сборник сочинений названных мастеров и принялся его упрашивать дать ему эти ноты. Однако он всегда получал отказ. Из-за упорства брата желание мальчика иметь сборник становилось все сильнее, так что он в конце концов стал искать способ овладеть им тайно. Заветная тетрадь хранилась в запертом шкафу с незастекленными решетчатыми дверцами, а руки его были еще так малы, что он мог просунуть их сквозь решетку, свернуть тетрадь рулончиком (благо, она была в мягкой обложке) и вытащить ее из шкафа. Он, не долго думая, решил воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами. Но из-за отсутствия освещения переписывать ноты можно было лишь в лунные ночи, и прошло целых шесть месяцев, прежде чем он завершил это трудоемкое дело. Когда же он, наконец, был уверен, что сокровище находится в его руках, и хотел было тайком использовать его по назначению, брат раскрыл его тайну и без всякой жалости отобрал у него добытые с таким трудом ноты; надо сказать, что со временем они все же оказались в его распоряжении, но лишь после смерти брата (умер он вскоре после того)». Мы знаем ещё из школьных уроков музыки, что брат был первым учителем Баха и даже помним эпизод с копированием нот при свете луны. Этот интерес и уважение к творчеству своих предшественников и современников И. С. Бах сохранил на всю жизнь, делая множественные транскрипции сочинений своих коллег-композиторов, которых он никогда не видел, но чьё творчество он очень ценил и у которых не переставал учится. Но что это за имена композиторов, первых по-настоящему великих учителей Баха, изучая сочинения которых маленький гений постигал премудрости композиторского дела, знакомился с музыкальными традициями других стран и осваивал новые, непривычные музыкальные формы? Увы, сегодня имена этих гигантов эпохи Барокко почти не известны широкой публике.
Слушателей нашего концерта ждёт не только интересное знакомство с творчеством Пахельбеля, Букстехуде, Фробергера и его учителя Фрескобальди, но и уникальная возможность услышать эту музыку так, как она, возможно, звучала 400 лет назад. Часть программы будет исполнена на клавесине-оттавино, копии фламандского инструмента 1595 года. Оригинал сегодня находится в музее музыкальных инструментов им. Глинки, и у клавесинного мастера Н. Полоскова была возможность досконально изучить все особенности инструмента и со всем тщанием восстановить не только облик (а воссоздан даже живописный мотив на деке спинета), но и его звучание. На органе же прозвучат сочинения И. С. Баха, написанные в стилях и жанрах, в которых работали его великие предшественники. Редкого изящества интерьеры дворца, звучание старинного инструмента, вечная музыка И. С. Баха перенесут наших слушателей в те дивные времена, когда время текло медленно, а музыка не развлекала, а говорила о вечных ценностях и несла в себе глубокие мысли о человеке, о жизни и о Боге.
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных