Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концерт из цикла «Звезды XXI века». Александр Ключко

Дата

22 Мар 2025

Время

18:00

Место проведения

Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2

Концерт из цикла «Звезды XXI века». Александр Ключко (фортепиано, Москва)

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны»
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижер — Илья Дербилов
Музыковед — Ольга Чиркова
Действителен абонемент №4
Продолжительность: 2 ч. в двух отделениях
6+

В программе:
I отделение
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Концерт для фортепиано с оркестром №3 ре минор

  1. Allegro ma non tanto
  2. Intermezzo: Adagio
  3. Finale: Alla breve

Солист — Александр Ключко (фортепиано, Москва)
II отделение
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Симфония №5 ми минор

  1. Andante-Allegro con anima
  2. Andante cantabile
  3. Allegro moderato
  4. Andante maestoso – Allegro vivace

Третий фортепианный концерт представляет собой вершину развития жанра в творчестве Рахманинова. Время создания, 1909 год, было переломным в судьбе композитора. С одной стороны, для Рахманинова это было время мощного творческого расцвета, начатого Вторым фортепианным концертом, с другой стороны, этот этап оказался связан с появлением сумрачно-тревожного состояния, отразившегося уже в написанной в том же году симфонической поэме «Остров мертвых» по картине Бёклина. Внешние контуры концерта классичны: трехчастный цикл с определяющей ролью первой части. Однако в привычных формах таится много нового. С первых же звуков концерта слушатель погружается в атмосферу пронзительной грусти – звучит одна из лучших его тем. «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!.. – отвечал композитор на вопрос о происхождении начальной темы. «Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как поют её певцы», — писал Сергей Васильевич. Вторая часть концерта, озаглавленная композитором «Интермеццо», представляет собой свободные вариации. Завершающая концерт третья часть с мощной кодой является выражением мужественной воли и энергии.

Три последние симфонии Петра Ильича Чайковского — Четвертая, Пятая, Шестая – являются вершиной его симфонических исканий. Во втором отделении программы прозвучит Пятая симфония — первая симфония-трагедия в творчестве композитора. Проблему человеческой судьбы, противоречий жизни Чайковский ставит здесь с еще большей остротой, драматизмом, чем в предыдущей Четвертой. Пятая симфония создавалась в 1888 году, во время  периода духовных исканий и сомнений. Проблема личной человеческой судьбы раскрывается в симфонии с особой глубиной и конфликтностью. Смысловым центром симфонии является медленная вторая часть – Andante cantabile, противопоставленная интродукции всей симфонии (с содержащейся в ней темой рока) и всей первой части. В одной из записных книжек Чайковский характеризует  тему рока, звучащую с первых таков симфонии, как «полнейшее преклонение перед судьбой». Этой мыслью пронизана первая часть произведения. Музыка второй части устремляется к свету, к жизни. Третья часть симфонии — своеобразный вальс-скерцо, выдержанный в легких воздушных тонах, — уводит от жизненных тревог в мир беззаботной игры воображения. Финал Пятой воплощает мужество человеческого духа, победу воли к жизни, однако здесь по-прежнему слышны интонации темы рока, открывавшей всю симфонию.

Александр Ключко (фортепиано, Москва)

Александр Ключко родился в 2000 году в Саранске. Начал обучаться игре на фортепиано с шести лет в Детской музыкальной школе № 6 (класс Олеси Березиной). В 2015 году окончил ДМШ при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в 2019 году с отличием – колледж (класс Сергея Арцибашева). Принимал участие в Международной летней фортепианной академии в Самедане (Швейцария), где занимался у Рены Шерешевской (2017). В 2018–2021 годах обучался в ее классе в Высшей школе музыки имени Альфреда Корто в Париже. С 2021 года – студент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Павла Нерсесьяна).

Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, в числе которых —Astana Рiano Passion (I премия и Гран-при), в Иль-де-Франс (Франция, I премия), Паломы О’Ши в Сантандере (Испания, III премия), имени Марии Канальс в Барселоне (Испания, II премия), Манхэттенского конкурса в Нью-Йорке (Золотая медаль). Удостоен Гранта мэра Москвы I степени (2017).

В июне 2022 года завоевал I премию в номинации «фортепиано» на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве.

Выступал в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Большом театре, артистическом центре Yamaha в Москве, Зале Альфреда Корто в Париже, Дворце каталонской музыки в Барселоне, Дворце фестивалей Кантабрии в Сантандере (Испания) и других. Играл с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Губернаторским симфоническим оркестром Иркутска, Ростовским академическим симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, Симфоническим оркестром театра «Астана Опера», Симфоническим оркестром радио и телевидения Испании, Филармоническим оркестром Будапешта. Принимал участие в фестивалях «Звезды на Байкале» в Иркутске, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, Gradus в Орхусе (Дания).

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных