Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

Концертный зал

г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2
8 (3952) 24-11-00

Органный зал

г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1
8 (3952) 500-121

«Бессмертный Чайковский»

Проекты

Дата

26 Окт 2024

Время

18:00

Место проведения

Концертный зал
г. Иркутск, ул. Дзержинского, 2

«Бессмертный Чайковский»

Губернаторский симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш.

В программе:

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

«Серенада для струнного оркестра» в 4-х частях:

  1. Pezzo en forma di sonatina.  II. Valse.  III. Elegia.  IV. Finale. (Tema russo). 

Симфоническая баллада «Воевода»

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром

Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

Солист: Василий Степанов (виолончель, Москва)

Дирижер: Максим Качалов

В программе вечера звучат произведения, раскрывающие различные грани творчества П.И. Чайковского. В «Серенаде для струнного оркестра» Чайковский обратился к жанру серенады, характерному для музыки XVIII века. По собственному признанию композитора образцом для его струнной серенады была музыка В.А. Моцарта. Произведение состоит из четырёх частей, озаглавленных Чайковским по-итальянски.

В известных «Вариациях на тему рококо» также сказалось влияние любимого Чайковским Моцарта — для Вариаций композитор избрал «по-моцартовски» камерный состав оркестра, оркестровая фактура отличается прозрачностью, ясностью, мелодические линии партий инструментов оркестра – тонкостью и выразительностью.

Симфонические баллада и фантазия относятся к жанру программной музыки. Симфоническая баллада «Воевода» окончена была в 1890 году в Тифлисе. Темой баллады послужило стихотворение Мицкевича-Пушкина «Воевода». Фабула проста: воевода застает ночью в саду свою насильно выданную за него замуж молодую жену с первым ее женихом. Они любят друг друга и горюют перед неизбежной разлукой. Воевода приказывает хлопцу гайдуку стрелять в жену, а сам берет на себя расправу с ее возлюбленным. Хлопец стреляет, но попадает в воеводу…

«Франческа да Римини» окончена в 1876 года, посвящена С. И. Танееву. Композитор предпослал рукописной партитуре «Франчески» изложение пятой песни «Ада» Данте, почему-то не вошедшее в печатную партитуру, начинающееся словами: «Данте, сопутствуемый тенью Виргилия, опускается во вторую область адской бездны. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте привлекают особенно две летящие в объятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло»… Ларош, относившийся обычно несочувственно к программной музыке Чайковского, в своей статье назвал «Франческу» произведением «ярким и обаятельным». Эти программные произведения обладают великолепными музыкальными темами-характеристиками, партитуры в полной мере раскрывает симфоническое мышление автора, что позволяет отнести сочинения к лучшим его творениям, несмотря даже на то, что Чайковский был недоволен «Воеводой» и после премьеры уничтожил партитуру. Она была восстановлена по сохранившимся оркестровым партиям и издана Беляевым в Лейпциге.

Василий Степанов (виолончель, Москва). Родился в 1994 году в Казани. В 2018-м окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (классы Наталии Шаховской и Бориса Андрианова), затем ассистентуру-стажировку консерватории (класс Бориса Андрианова). В 2018–2020 годах проходил стажировку в мадридской Высшей школе музыки королевы Софии (класс Йенса Петера Майнца).

Лауреат многих международных конкурсов, В. Степанов принимал участие в мастер-классах Сергея Ролдугина, Давида Герингаса, Готье Капюсона, Мартти Роуси, Нильса Ульнера, Торлейфа Тедеена, а также в международном мастер-классе им. Карла Нильсена (Ассенс, Дания).

Музыкант ведет активную концертную деятельность. Выступал в России и за рубежом (давал сольные концерты в США, Франции, Испании, Дании, Японии, Южной Корее, Грузии, Эстонии, Латвии, Сербии, Молдове, Танзании), в том числе в нью-йоркском Линкольн-центре. Участник Музыкального фестиваля «Элисо Вирсаладзе представляет…». Работал вместе с такими дирижерами, как Ю.Башмет, В.Федосеев, А.Титов, А.Васильев, Д. Ботинис, А. Сладковский, К.Кнапп, Э.Грач, М.Федотов, Т.Курентзис, М.Иконому, Д.Галлант, Р.Абязов, А.Воронцов.

В мае 2022-го выступал на состоявшейся в Мариинском театре петербургской премьере драматической симфонии Александра Чайковского «Слово о походе Игоревом, сына Святослава, внука Олегова».

Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2012 года.

В настоящее время преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных и Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных.

6+

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных

№8 «Органный ФАН КЛАБ»

«Интервью органиста: об истории любимого инструмента»
В программе произведения: И.С. Баха, Д. Букстехуде, Ф.  Мендельсона, Л. Боэльмана, Э.У. Элгара
23 октября 2024 г. 12.00

«Декабрьский карнавал: о танцах, масках и сказках»
В программе произведения: Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта,
П.И. Чайковского, А. Гильмана, Я. Круля
11 декабря 2024 г. 12.00

«Органные пасторали: о взаимосвязи музыкальных и природных явлений»
В программе произведения: А. Вивальди, К. Сен-Санса,
Л.А. Лефебюр-Вели, В.Г. Кикта
12 марта 2025 г. 12.00

В 2023 году Иркутский инструмент немецкой органостроительной фирмы  «Александр Шуке» отметил свое 45-летие. Все эти годы под сводами Органного зала звучала прекрасная музыка, и за это время в Иркутске выросло несколько поколений просвещенных любителей органа. Посещение живых академических концертов с детства – залог становления интеллектуально и эмоционально развитой личности. Фактор «наслушанности» и «насмотренности» в современном мире играет очень важную роль! Приглашаем Вас присоединиться к клубу фанатов нашего органа, сообществу знатоков и любителей музыки!

Автор проекта, исполнитель и ведущий Яна Юденкова

Абонемент – это единый билет на 3-5 концертов, выражающих общую идею.
Абонемент можно приобрести с доставкой в пределах г. Иркутска у распространителей:

  • Елена Александровна: 8 914 007 76 09
  • Светлана Сергеевна: 8 964 126 82 41

Покупка абонемента – это:

  • Выгодно. Вы экономите средства (до 50 % по сравнению с каждым концертом из списка в отдельности);
  • Удобно. Купив абонементы, вы можете спланировать свой концертный сезон заранее;
  • Комфортно. Вы выбираете одно место в Концертном зале или Органном и занимаете его на протяжении всего абонементного цикла